Labirint-perm.ru

Лабиринт Пермь
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Под откосами косами косят

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (206)

Сообщества

Статистика

Стихотворение и анализ «Родина»

Те же росы, откосы, туманы,

Над бурьянами рдяный восход,

Холодеющий шелест поляны,

Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле – неволя;

И суровый свинцовый наш край

Нам бросает с холодного поля –

Посылает нам крик: «Умирай –

Как и все умирают…» Не дышишь,

Смертоносных не слышишь угроз: –

Безысходные возгласы слышишь

И рыданий, и жалоб, и слез.

Те же возгласы ветер доносит;

Те же стаи несытых смертей

Над откосами косами косят,

Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой –

Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Краткое содержание

Стихотворения о родине есть в творчестве многих русских поэтов. Но большинство из них рисовали причесанную картинку отчизны в виде красивых образов природы, прославления воинских подвигов, высоких патриотических высказываний, и только некоторые не боялись в своих произведениях отражать реальное положение вещей. Одним из таких поэтов был Андрей Белый. Его стихотворение «Родина» проникнуто болью за родную землю, главными достопримечательностями которой являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».

А. Саврасов. Сельский вид. 1890

Уже в самом начале автор поднимает тему страдающего народа. Его взору предстает государство, в котором смерть считается обычным делом, где люди, доведенные до нищенского состояния, забыли о данном им предназначении – достойно жить и созидать. Отовсюду слышны лишь безысходные возгласы «и рыданий, и жалоб, и слез». Поэт видит, что в государстве не намечается никаких перемен по улучшению жизни, и это приносит ему глубокие страдания. Выплеснуть переполняющие его чувства он может только на бумаге.

Каждая строка проникнута пессимизмом автора, ни в одном образе он не видит ничего жизнерадостного и делает вывод, что этот унылый край совершенно не располагает к жизни. Через весь текст проходит мотив смерти, также достаточно хорошо прослеживаются декадентские настроения автора, что придает еще большую мрачность стихотворению.

Заканчивается текст риторическим вопросом: «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?» Белый непрямым текстом намекает, что стране необходимы перемены и, чем скорее они свершатся, тем быстрее народ ощутит их на себе и, наконец, станет полноправным хозяином своей судьбы.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано в 1908 году. В это время в писательской среде стали преобладать патриотические настроения. Белый также находился в рядах этих поэтов, однако он сочинил стихотворение совсем другого направления: хлесткое и беспощадное в своей откровенности. Поэт очень смело рисует Россию, но это не просто критика, это оправданная боль за свой народ и большая любовь к родной земле.

Неизвестно, по какой причине данное стихотворение было посвящено В.П. Свентицкому – известному богослову и священнику православной церкви. Помимо религиозной деятельности этот человек писал драматургические и прозаические произведение, а также публицистические статьи. Его личность была очень противоречивой и вызывала неоднозначное отношение у окружающих. Сам Белый несколько раз позволял себе нелестные высказывания в его адрес. Но, факт остается фактом. Перед текстом стихотворения стоит пометка: В.П. Свентицкому. Опубликовано оно было в поэтическом сборнике «Пепел» в 1910 году.

Персонажи и образы

Центральным персонажем произведения является образ Родины. При всей своей любви к ней, поэт не может не упрекнуть ее за столь жестокое отношение к своим детям. Ведь так поступают мачехи, но отнюдь не матери. Герой задается вопросом: что случилось с ней? Кому выгодно, чтобы она стала такой недружелюбной и холодной к своему народу? «Кто же так подшутил над тобой?»

Также в стихотворении присутствует образ пейзажа, который описан настолько мрачно и уныло, что вызывает чувство беспросветной тоски: холодные поляны, мрачные бурьяны, холодные туманы – все это становится фоном, на котором существует обездоленный русский народ.

Еще один необычный образ, который рисует поэт – это стаи смертей. Вместо обычного образа старухи с косой здесь смерть не стучится в дом, а косит людей, где придется. Поэт вопрошает, что же это за Родина, которая лишает человека последнего желания – покинуть этот мир, находясь в своей постели?

Композиция и жанр

Стихотворение не делится на части и представляет собой сплошной текст. С первых строк Белый начинает развивать тему народных страданий и заканчивает выводом, что в такой стране жить невозможно. По жанру стихотворение – яркий образец гражданской лирики.

Размер и средства художественной выразительности

Произведение написано трехстопным анапестом. Перекрестная рифма (АВАВ) несет в себе сочетание женских и мужских слогов.

Белый использует в своем стихотворении достаточно суровые эпитеты: «рдяный восход», «холодеющий шелест», «голодающий», «бедный народ», «суровый свинцовый край», «холодное поле», «безысходные возгласы», «роковая страна, ледяная».

Метафоры также служат для более выразительного описания унылой картины: «шелест поляны», «край посылает», «стаи несытых смертей», «ветер доносит», «над откосами косят людей». Эту же цель преследуют и сравнения: «как и все умирают», «те же росы, откосы, туманы», «те же взгласы», «те же стаи».

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – любовь к отчизне. Основная проблема – необходимость перемен. Несмотря на резкость некоторых выражений, родина не становится для поэта чужой в этом произведении. Напротив, обнажается его любовь и глубокие переживания о ее судьбе. Он искренне не понимает, почему в государстве на протяжении десятилетий ничего не меняется, и кто стоит за проклятьем, наложенным на его страну.

Стихотворение представляет собой образец беспощадного реализма, где каждая строка и каждое слово несут в себе глубокий философский смысл.

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ

Белого-поэта в современном сознании заслонил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1913—1914) стал одной из вершин европейского романа. Но расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной — у Белого было значительно сокращено. Лириком оставался он во всех проявлениях своего многогранного дара, будь то трактат о символизме, путевой очерк, главы «Серебряного голубя», эпопея о Москве или трилогия мемуаров. Он был одним из оригинальнейших и прозорливых умов века. «Гениальный, странный», — писал о нем Блок, разошедшийся с Белым после многих лет братской дружбы. Не знавший благополучия и «оседлости», беспокойным искателем был поэт и в своем творчестве, ценя его процесс больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради обновления искусства слова.

Читать еще:  Чем укрепить откосы у трубы

Борис Николаевич Бугаев, сын философа-математика (Андрей Белый — псевдоним), по образованию естественник, начал с прозаических «симфоний», где повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем: в них страстный порыв к духовным высотам — и зоркое ви́дение уродств, гримас реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы Белого «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых вершин («На горах») или полет к солнцу («Золотое руно») символизировали порыв из обыденности в «вечность», к мистическому идеалу. Но прорицавший его поэт — в колпаке юродивого; осмеянный «лжехристос», он оказывался в «смирительном доме». Мистической экзальтации «солнечных» гимнов сопутствуют в книге гротескные образы сказочной нежити («Гном», «Игры кентавров»), иронические зарисовки городской повседневности («Весна», «Из окна») и старинного быта («Прежде и теперь»).

Сдвиг от надмирного к земному, русскому, крестьянскому обозначили стихи в посвященном памяти Некрасова сборнике Белого «Пепел» (СПб., 1909). Здесь уже не «золото» и «лазурь», символы духовного экстаза, а «свинец облаков», зловещие кабаки, «просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Из окна вагона»). Лирический герой — бродяга, висельник, «горемыка»; Белым владеют чувства отверженности и одиночества. Они оттеняются — в ключе присущей ему поэтики «диссонанса» — ритмами лихой пляски («Песенка комаринская», «Веселье на Руси»), кощунственными сценками собственных похорон. В цикле «Город» ощутимы напряженная атмосфера 1905 г., отзвуки уличных митингов, демонстраций. Другие — книжные — импульсы питали лирику сборника «Урна» (М., 1909); «пепел» переживаний поэт собрал здесь в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева, преломленных сквозь Брюсова (которому посвящен сборник). Героиня многих стихов «Урны» — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдальца. Иным увлечениям и утратам — интеллектуальным — посвящен раздел «Философическая грусть», где в шутку и всерьез Белый говорил о своем двойственном отношении к абстракциям Канта и неокантианцев.

Подобно Блоку, Белый принял Октябрь и самоотверженно нес нелегкую в те годы «вахту культуры». Но события революции увидел в свете владевшего им тогда учения антропософии: поэма «Христос воскрес» (1918) говорила в евангельских метафорах о начале «мировой мистерии» духовного страдания, умирания и воскресения. Тот же путь прослеживает Белый и в судьбе личности; он часто обращается к воспоминаниям — в повести «Котик Летаев» (1917), в поэме «Первое свидание» (1921), блистательные строфы которой вобрали и зарисовки московской интеллигенции рубежа столетий, и образ века, грозящего «ато́мной лопнувшею бомбой»; обширные мемуары не были завершены (в 1930—1934 гг. вышли три книги). Лирический подъем начала 1920-х годов дал сборники «Звезда» (Пг., 1922) и «После разлуки» (Пг., Берлин, 1922); в них отразилась

драма разрыва с первой женой, А. А. Тургеневой, героиней его посланий «Асе» и «сказок» книжки «Королевна и рыцари» (Пг., 1918).

В конце жизни Белый писал стихов мало, бесконечно переделывая созданное ранее. Его опыт широко отозвался в поэзии XX в. — у Маяковского, Есенина, Цветаевой. Но и сам Белый не прошел мимо их открытий.

Изд.: Белый А. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966, («Б-ка поэта». Большая серия).

СОЛНЦЕ

Автору «Будем как Солнце»

Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души — зеркала,
отражающие золото.

1903
Серебряный Колодезь

НА ГОРАХ

Горы в брачных венцах.
Я в восторге, я молод.
У меня на горах
очистительный холод.

Вот ко мне на утес
притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
из подземных теплиц ананасы.

Он в малиново-ярком плясал,
прославляя лазурь.
Бородою взметал
вихрь метельно-серебряных бурь.

Голосил
низким басом.
В небеса запустил
ананасом.

И, дугу описав,
озаряя окрестность,
ананас ниспадал, просияв,
в неизвестность,

золотую росу
излучая столбами червонца.
Говорили внизу:
«Это — диск пламезарного солнца. »

Низвергались, звеня,
омывали утесы
золотые фонтаны огня —
хрусталя
заалевшего росы.

Я в бокалы вина нацедил
и, подкравшися боком,
горбуна окатил
светопенным потоком.

МЕНУЭТ

Вельможа встречает гостью.
Он рад соседке.
Вертя драгоценною тростью,
стоит у беседки.

На белом атласе сапфиры.
На дочках — кисейные шарфы.

Подули зефиры —
воздушный аккорд
Эоловой арфы.

Любезен, но горд,
готовит изящный сонет
старик
Глядит в глубь аллеи, приставив лорнет,
надев треуголку на белый парик.

Вот. негры вдали показались — все в красном — лакеи.
Вот. блеск этих золотом шитых кафтанов.
Идут в глубь аллеи
по старому парку.

Под шёпот алмазных фонтанов
проходят под арку.

Вельможа идет для встречи.
Он снял треуголку.
Готовит любезные речи.
Шуршит от шёлку.

Март 1903. Москва

ВЕСНА

Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.

Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фёкла,
нависая над улицей с риском,
протирает оконные стекла.

Тут известку счищают ножом.
Тут стаканчики с ядом. Тут вата.
Грудь апрельским восторгом объята.
Ветер пылью крутит за окном.

Окна настежь — и крик, разговоры,
и цветочный качается стебель,
и выходят на двор полотеры
босиком выколачивать мебель.

Выполз кот и сидит у корытца,
умывается бархатной лапкой.
Вот мальчишка в рубашке из ситца,
пробежав, запустил в него бабкой.

В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.

В синих далях блуждает мой взор,
Все земные стремленья так жалки.
Мужичонка в опорках на двор
с громом ввозит тяжелые балки.

ПОПРОШАЙКА

Крыши. Камни. Пыль. Звучит
Под забором ругань альта.
К небу едкий жар валит
Неостывшего асфальта.

Стен горячих вечный груз.
Задыхается прохожий.
Оборванец снял картуз.
Смотрит палец из калоши.

«Сударь, голоден, нет сил,
Не оставьте богомольца.
На руках и я носил
Золотые кольца.

Коль алтын купец дает,
Провожу в ночлежке ночь я. »
Ветерок, дохнув, рванет
На плечах иссохших клочья.

На танцующую дрянь
Поглядел купец сурово:
«Говорят тебе, отстань,
Позову городового. »

Стены. Жар. В зубах песок.
Люди. Тумбы. Гром пролеток.
Шелест юбок. Алость щек
Размалеванных красоток.

ВЕСЕЛЬЕ НА РУСИ

Как несли за флягой флягу —
Пили огненную влагу.

Д’накачался —
Я
Д’наплясался —
Я

Дьякон, писарь, поп, дьячок
Повалили на лужок.

Эх —
Людям грех!
Эх — курам смех!

Трепаком-паком размашисто пошли: —
Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:

Трепака да на лугах,
Да на межах, да во лесах —

По дороге ноги-ноженьки туды-сюды-пошли,
Да по дороженьке вали-вали-вали —

Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть — наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать.

Гомилетика, каноника —
Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!

Дьякон пляшет —
— Дьякон, дьякон —
Рясой машет —
— Дьякон, дьякон —
Что такое, дьякон, смерть?

— «Что такое? То и это:
Носом в лужу, пяткой — в твердь. »

Раскидалась в ветре, — пляшет —
Полевая жердь: —

Веткой хлюпающей машет
Прямо в твердь.

Бирюзовою волною
Нежит твердь.

Над страной моей родною
Встала Смерть.

1906
Серебряный Колодезь

ДРУЗЬЯМ

Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.

Не смейтесь над мертвым поэтом:
Снесите ему цветок.
На кресте и зимой и летом
Мой фарфоровый бьется венок.

Цветы на нем побиты.
Образок полинял.
Тяжелые плиты.
Жду, чтоб их кто-нибудь снял.

Любил только звон колокольный
И закат.
Отчего мне так больно, больно!
Я не виноват.

Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь.
О, любите меня, полюбите —
Я, быть может, не умер, быть может, проснусь —
Вернусь!

Январь 1907. Париж

«ДА НЕ В СУД ИЛИ ВО ОСУЖДЕНИЕ. »*

Как пережить и как оплакать мне
Бесценных дней бесценную потерю?

Читать еще:  Металл откос для забора

Но всходит ветр в воздушной вышине.
Я знаю всё. Я промолчу. Я верю.

Душа: в душе — в душе весной весна.
Весной весна, — и чем весну измерю?

Чем отзовусь, когда придет она?
Я промолчу — не отзовусь. Не верю.

* Слова христианской молитвы.

Не оскорбляй моих последних лет.
Прейдя, в веках обиду я измерю.

Я промолчу. Я не скажу — нет, нет.
Суров мой суд. Как мне сказать: «Не верю»?

Текут века в воздушной вышине.
Весы твоих судеб вознес, — и верю.

Как пережить и как оплакать мне
Бесценных дней бесценную потерю?

ИЗ ОКНА ВАГОНА

Поезд плачется. В дали родные
Телеграфная тянется сеть.
Пролетают поля росяные.
Пролетаю в поля: умереть.

Пролетаю: так пусто, так голо.
Пролетают — вон там и вон здесь —
Пролетают — за селами села,
Пролетает — за весями весь; —

И кабак, и погост, и ребенок,
Засыпающий там у грудей: —
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей.

Мать Россия! Тебе мои песни, —
О немая, суровая мать! —
Здесь и глуше мне дай, и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.

Поезд плачется. Дали родные.
Телеграфная тянется сеть —
Там — в пространства твои ледяные
С буреломом осенним гудеть.

Август 1908. Суйда

РОДИНА

В. П. Свентицкому

Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле — неволя;
И суровый, свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля —
Посылает нам крик: «Умирай —

Как и все умирают. » Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз: —
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слез.

Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,
Проклята́я железной судьбой —
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?

ПОД ОКНОМ

Взор убегает вдаль весной:
Лазоревые там высоты.

Но «Критики»* передо мной —
Их кожаные переплеты.

Вдали — иного бытия
Звездоочитые убранства.

И, вздрогнув, вспоминаю я
Об иллюзорности пространства.

* Сочинения немецкого философа И. Канта.

НОЧЬ И УТРО

Мгновеньями текут века.
Мгновеньями утонут в Лете.
И вызвездилась в ночь тоска
Мятущихся тысячелетий.

Глухобезмолвная земля,
Мне непокорная доныне, —
Отныне принимаю я
Благовестительство пустыни!

Тоскою сжатые уста
Взорвите, словеса святые,
Ты — утренняя красота,
Вы — горние краи? златые!

Вот там заискрились, восстав, —
Там, над дубровою поющей —
Алмазами летящих глав
В твердь убегающие кущи.

ВОСПОМИНАНИЕ

Мы — ослепленные, пока в душе не вскроем
Иных миров знакомое зерно.
В моей груди отражено оно.
И вот — зажгло знакомым, грозным зноем.

И вспыхнула, и осветилась мгла.
Всё вспомнилось — не поднялось вопроса:
В какие-то кипящие колеса
Душа моя, расплавясь, протекла.

Май 1914. Арлесгейм

ПОСВЯЩЕНИЕ

Я попросил у вас хлеба — расплавленный камень мне дали,
И, пропаленная, вмиг, смрадно дымится ладонь.
Вот и костер растрещался, и пламень танцует под небо.

Мне говорят: «Пурпур». В него облекись на костре.
Пляшущий пурпур прилип, сдирая и кожу, и мясо:
Вмиг до ушей разорвался черный, осклабленный рот.
Тут воскликнули вы: «Он просветленно смеется. »
И густолиственный лавр страшный череп покрыл.

Танка

А вода? Миг — ясна.
Миг — круги, ряби: рыбка.
Так и мысль. Вот — она.
Но она — глубина,
Заходившая зыбко.

Июль 1916. Дорнах

В безгневном сне, в гнетуще-грустной неге
Растворена так странно страсть моя.
Пробьет прибой на белопенном бреге,
Плеснет в утес соленая струя.

Вот небеса, наполнясь, как слезами,
Благоуханным блеском вечеров,
Блаженными блистают бирюзами
И — маревом моргающих миров.

И снова в ночь чернеют мне чинары.
Я прошлым сном страданье утолю:
Сицилия. И страстные гитары.
Палермо, Монреаль. Радес.
Люблю.

Июнь 1917. Демьяново

Снег, — в вычернь севшая, слезеющая мякоть;
Куст — почкой вспухнувшей овеян, как дымком.
Как упоительно калошей лякать в слякоть, —
Сосвистнуться с весенним ветерком.

Века, а не года, — в расширенной минуте;
Восторги — в воздухом расширенной груди.
В пересерениях из мягкой, млявой мути, —
Посеребрением на нас летят дожди.

Взломалась, хлынула, — в туск, в темноту тумана —
Река, раздутая легко и широко.
Миг, и просинится разливом океана,
И щелкнет птицею. И будет —
— солнышко́!

Основным инструментом для заготовки сена на корм животным была и остается ручная коса. Траву, скошенную газонокосилкой, животные едят не очень охотно, по структуре она напоминает мочалку, а электрический триммер и вовсе перебивает срезанную часть в труху.

Чтобы не искать приспособление для отбивки косовища, купите косу торговой марки FUX или OFFNER. Острое лезвие идеальной формы косит так быстро, что у вас скорее устанут ноги, чем руки. На первый взгляд цена кажется высокой, но путем несложных подсчетов, легко определить, сколько времени вы сэкономите на отбивке и заточке обычной косы, а полностью кованая и закаленная режущая часть австрийского инструмента прослужит вам не один десяток лет.

Когда начинать заготовку сена?

Обычно к середине июня разнотравье набирает силу. При слишком раннем покосе есть риск недобора урожая, а при задержке с заготовкой сено содержит недостаточное количество витаминов.

Идеальным для заготовки травы считается ясный сухой денек. Поинтересуйтесь прогнозом погоды, под солнечными лучами сено подсохнет за несколько дней.

Косим правильно

Опытные фермеры скашивают траву не у самой поверхности почвы, а на расстоянии 5-7 см от корневищ. Такая схема не становится причиной стресса растений и позволяет через несколько недель вновь скосить отросшие стебли.

Траву оставляют сушиться прямо на поле, до конца дня ее нужно будет 2-3 раза перевернуть, то же следует делать и на протяжении последующих нескольких дней. Процесс сушки может продолжаться от трех дней до недели в зависимости от температуры и влажности воздуха. Идеально, если слегка подсушенную траву есть возможность уложить под навес, не забывая переворачивать.

Оставленное досыхать на солнце, сено частично потеряет полезные вещества, зато в нем увеличится содержание витамина Д, что очень важно для молодого поколения животных. Сушить траву частями – превосходная идея. Половину высушивать на поле или лугу, оставшуюся часть – под навесом.

Если вам требуется немного сена, например, для декоративных кроликов, можно связать скошенную траву в небольшие снопы и подвесить под крышей в беседке или сарае. Важно, чтобы помещение хорошо проветривалось.

Проверяем качество сушки

Сено считается готовым, когда его влажность не превышает 22 %. Сильно пересушенное, оно ломается, а в недосушенном есть риск развития гнилостных процессов. Правильно просушенное сено зеленоватого цвета при сжатии в кулаке издает шуршащий звук. Влажность проверяется электронным тестером или приблизительно, более простым способом. Возьмите несколько стеблей, сверните их и положите в емкость с несколькими чайными ложками поваренной соли. Известно, что соль гигроскопична. Потрясите содержимое. Соль взялась комочками? Траву стоит немного досушить. Если структура соли не изменилась, сушка окончена.

Соберите валки граблями для сена Offner в стог или перенесите в место, где корм для животных будет храниться зимой.

11 (22) мая 1721 года Пётр I издал указ «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» [1] . Преимущества косы описывались в указе следующим образом: «Понеже в здешних краях в Курляндии, в Лифляндии и в Пруссах у мужиков обычай есть, что вместо серпов хлеб снимают малыми косами с граблями, что перед нашими серпами гораздо споро и выгоднее, что средний работник за десять человек сработает».

Впрочем, коса ещё долго не могла полностью заменить серп. Дело в том, что хлеб иногда полегает — стебли стелются почти горизонтально по земле; в этом случае срезать их косой невозможно. Полегание вызывается недостатком солнечного света, вследствие чего клеточные стенки стебля плохо развиваются, остаются слабыми и не выдерживают веса своих колосьев.

Читать еще:  Георешетка плоская для укрепления откосов

Особенности использования [ править | править код ]

Существуют два типа косы — коса-горбуша (волынка) и коса-стойка (литовка), последняя получила наибольшее распространение. Основные различие в них — это размер (литовка больше), наличие ручки (лучка) у литовки и положение тела косаря при косьбе (горбушей косят сгибаясь при каждом взмахе, а литовкой с прямой спиной).

Коса — это инструмент индивидуальный и требует настройки именно под её владельца-косаря. При правильной настройке и соответствующих навыках косьба в течение продолжительного времени не вызывает заметной усталости, хотя при этом задействовано большое количество мышц. Коса как бы сама косит траву, издавая при этом чистый, звонкий звук. Рукоятка (лучок) изготавливается из черёмухи или ивы. Косовище (черенок косы) изготавливается из ели (реже берёзы или сосны).

Лезвие косы сначала отбивают (то есть подвергают наклёпу), а только потом подтачивают. Крутое затачивание (в особенности на точильных станках) без отбивки является неправильным методом и приводит к быстрому стачиванию косы. Отбивку осуществляют косным молотком на специальной подставке (бабке) которую вбивают острой частью в чурку (пенёк), либо на косоотбойнике (для тех, кто не владеет методикой отбивки на бабке), который также вбивается в чурку. Отбивать начинают от пятки к концу, равномерно проходя всю кромку полотна. Ни на один участок лезвия не ударяют дважды за один проход, обычно делают несколько проходов или больше. После отбивки и во время работы периодически лезвие правят правилом (железный прут) и подтачивают точильным бруском (оселок) с мелким зерном. Нормальная коса после отбивания выдерживает, в зависимости от прокашиваемой местности, три-четыре или семь-восемь часов косьбы.

Косят традиционно с утра (при покосе на сено, когда косьба продолжительная — только с утра), когда нет дневного зноя, лучше всего до схода утренней росы. Главный фактор повышения эффективности косьбы при росе состоит в том, что трава (или иное скашиваемое растение) за счет росы утяжеляется и оказывает лезвию косы большее инерционное сопротивление. В результате этого трава срезается, а не пригибается к земле лезвием. Вода также выполняет роль смазки, уменьшающей и силу трения и, соответственно, усилия косаря [2] [ неавторитетный источник? ] . Кроме того, режущая способность лезвия сохраняется дольше при регулярном охлаждении росой. Существует даже такая поговорка — «Коси коса, пока роса; роса долой — коса домой».

Также лезвие различается по номерам (5, 6, 7…), что соответствует его длине, выраженной в ширине ладони.

Из неолита до наших дней

Коса как инструмент для заготовки фуража была очень важна для крестьянина: одной корове нужно около 5 т сена на зиму. А если в хозяйстве много скотины? Но привычная сегодня коса-литовка имеет совсем не такую долгую историю, как тяпка или лопата.


Коса не очень давно стала привычным инструментом крестьянина

Коса — это режущий инструмент. Заострённые камни, костяные пластины и прочие популярные в каменном веке материалы для её изготовления не годятся. Поэтому орудия, которыми можно более-менее легко срезать траву, стали появляться только с освоением металлургии, к концу эпохи неолита — между VI и IV тысячелетиями до н. э. И до изобретения привычного нашим современникам инструмента было ещё очень далеко.

Сегодня со словом коса ассоциируется коса-стойка, более известная в нашей стране под названием коса-литовка. Но этому виду сельскохозяйственного инвентаря для скашивания травы или уборки зерновых всего несколько сотен лет. Нож литовки имеет довольно сложную форму, и для его изготовления требуется качественная сталь.


Сегодня со словом коса ассоциируется коса-стойка, более известная в нашей стране под названием коса-литовка

Первым инструментом для облегчения уборки урожая и заготовки кормов для скотины стал жатвенный нож — серп. Его было гораздо проще изготовить древнему кузнецу, нежели нож косы.


Жнецы. Фреска времён фараона Тутмоса III, XV век до н. э. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Серп имеет узкое и длинное загнутое лезвие, заточенное с внутренней стороны и имеющее зазубрины для облегчения резки. Металлический нож закреплён на короткой деревянной рукоятке. Почтенный возраст серпа практически не изменил его внешний вид и не снизил популярности среди земледельцев. Сегодня серпы выглядят примерно так же, как и на древних изображениях, и всё ещё достаточно широко используются. Правда, из основного орудия для уборки зерновых он превратился в инструмент садовода-огородника. С его помощью удобно срезать траву или сорняки под кустами или в других неудобных для триммера местах.


С помощью серпа удобно срезать траву или сорняки в неудобных для триммера местах

Коса-горбуша

Коса-горбуша (горбушка, волынка) — другая разновидность инструмента, которым можно срезать стебли травы. Она напоминает большой серп на длинной изогнутой рукояти. Работают ею согнувшись (сгорбившись), косят, попеременно разворачивая остриё влево-вправо.


Кошение косой-горбушей, 1901 год, Повенецкий уезд (Олонецкая губ.). Фотография Никольского И. А. с сайта tart-aria.info

До появления косы-стойки (современной косы, которой работают стоя, выпрямившись во весь рост) коса-горбуша и была тем инструментом, которым крестьяне заготавливали тонны сена. И сейчас она тоже востребована для кошения в сложных условиях: на склонах, лесных полянах, местности с кочками.


Косы-горбуши

Коса-стойка

С развитием кузнечного дела и самого сельского хозяйства (расширением окультуренных пространств) менялась и коса. В Европе появление кос с длинным косовищем археологи датируют III-IV веком. Орудие, очень напоминающее современную косу, можно увидеть на миниатюре, изображающей месяц июль в сельскохозяйственном календаре монаха Вандельберта Прюмского (813-870 годы).


Миниатюра с изображением косаря из календаря Вандельберта Прюмского. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Коса-стойка имеет длинный (от 50 до 100 см) нож. Предки мерили длину лезвия «в руках» — в количестве ладоней, которыми можно взяться за лезвие. Поэтому говорили «коса в пять рук» или «десятирукая коса». Сегодня косы различают по номерам: №5 — 50 см, №6 — 60 см и так далее. Лезвие косы немного загнуто внутрь, имеет ребро жёсткости по внешней кромке, которое утолщается около основания — «пятки». За обушок пятки лезвие при помощи кольца и клина приделывается к деревянному черенку — косовищу. Клин позволяет менять наклон лезвия относительно косовища для настройки инструмента под рост косаря и манеру косить. А также под условия — высоту и жёсткость травы.


Коса-стойка позволяет работать, не сгибаясь

В средней части косовища делается небольшая рукоять для более удобного удержания инструмента. Её положение зависит от роста косаря. В России и Белоруссии обычно лучок (рукоятка) подвижен и может быть закреплён на разной высоте. В Европе рукоятка чаще крепится стационарно, а кроме того, в верхней части имеется дополнительная ручка. Сейчас в продаже есть изделия и с металлическим косовищем, нож к которому прикрепляется при помощи болтов.


Коса на европейский манер

Какие есть нормативы для уровня шума?

В России федерального закона о тишине нет, регионы самостоятельно принимают нормативные акты, которые определяют конкретные параметры шума и наказание за нарушение установленных норм. Штрафы для нарушителей в Москве составляют 1-2 тысячи рублей для граждан, для должностных лиц — 4-8 тысяч рублей, а для юридических — 40-80 тысяч рублей.

Измерить уровень шума жители могут с помощью специальных технических приборов или программ, разработанных для компьютеров. Также собственники квартир могут вызвать специалиста Роспотребнадзора, который по окончании процедуры составит документ, где будет отражен результат измерения. Платные услуги по замеру уровня шума также оказывают негосударственные структуры, обладающие аккредитацией Роспотребнадзора на осуществление такой деятельности.

Поскольку даже в разрешенное для шума время в жилых зонах должны соблюдаться допустимые параметры звуковой нагрузки, представители управляющих компаний и местных администраций должны обращать внимание на уровень шума приобретаемого оборудования для покоса травы.

На нарушение тишины пожаловаться можно в местную администрацию, участковому или в Роспотребнадзор. В столице жалобу также можно разместить на портале «Наш город». В разделе «Дворовые территории» нужно выбрать тему «Ненадлежащий уход за зелеными насаждениями» и в поле «Сообщение» написать свой комментарий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector